В России запущено несколько проектов по созданию многоразовых ракет, способных вернуться на Землю после запуска. Не будет ли труд отечественных инженеров напрасным?НаверхПоделиться:Союз-5АнгараМногоразовая РНКОРОНАВыводЕщёСоюз-5АнгараМногоразовая РНКОРОНАВывод

В современной российской космонавтике многоразовость стала новым трендом, и отмахнуться от этого уже нельзя. Еще в 2016 году, в каждом втором интервью сквозило «не спешите» вот пусть американцы сначала попробуют, пусть Илон Маск шишек набьет, а мы посмеемся, а потом спустимся с «холма классических ракет» и медленно покажем, что были правы.

Прошло всего два года, и разворот совершен на 180°. Теперь новые проекты без многоразовости или возвращения первой ступени тем или иным способом уже не котируются.

За последние несколько месяцев практически не было новостей о разработке новых носителей, рядом с которыми бы не стояло слово «многоразовость». Что будем возвращать?

S7 начинает и выигрывает

Год назад, когда было объявлено о том, что новая надежда российской космонавтики будет носить имя «Союз-5», руководитель «Роскосмоса» Игорь Комаров сообщил, что конкурентоспособность ракеты будет обеспечена чудесной возможностью сделать все на 20% дешевле. За счет чего это произойдет, пока так и не стало известно.

Космическая корона: могут ли российские ракеты потеснить проекты Илона Маска

Однако, компании «S7 космические транспортные системы» такой расклад не понравился. В интервью генерального директора компании Сергея Сопова прозвучала достаточно жесткая критика в адрес разрабатываемой ракеты: «»Союз-5″ в таком виде, в котором его представляют, нам не нужен. Это потолстевший и потяжелевший “Зенит”. Делать сейчас новый “Зенит”, чтобы через 15 лет он опять устарел? Основополагающий вопрос для нас — это цена».

Понятны заботы S7. Компания купила «Морской старт» и столкнулась с тем, что ракет для запуска на нем нет. Пока предполагается собрать специальную партию «Зенитов», а впоследствии использовать «Союз-5», создаваемый на замену. Но в 20%-ное снижение стоимости только за счет «старания» инженеров компания не очень верит.

В ответ на это «Роскосмос» пообещал учесть пожелания, снизить цену (возможно, за счет создания версии на метановом взамен кислород-керосинового двигателя) и создать коммерческую версию ракеты с технологиями многоразового использования. В настоящее время ведется проработка различных вариантов реализации многоразовости.

Итого: «Союз-5»

  • Сроки запуска обычной версии: 2022 год.
  • Сроки запуска многоразовой версии: неизвестно.
  • Технология многоразового использования: в разработке.

Теперь легкий и многоразовый

В январе 2018 года стало известно, что многострадальная «Ангара», самый серьезный долгострой российской космонавтики станет легкой и многоразовой. Гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко заявил, что центр совместно с «Роскосмосом» и ОКБ имени Мясищева возобновил работу над проектом многоразовой ракеты-носителя «Ангара-1.2». Предполагается, что это будет легкая версия «Ангары», оснащенная крыльями. После окончания работы и отделения, первая ступень ракеты расправляет крылья и по самолетному начинает свой путь на специальный аэродром. У ступени выдвигаются шасси и она лихо, как заправский самолет садится на полосу.

Этот проект — отголоски созданного в ОАО «НПО «Молния» многоразового ускорителя «Байкал». Впервые его показали еще в 2001 году. Он был разработан специально для «Ангары», в тот момент еще молодого (всего восемь лет разработок) и перспективного проекта. Проект с крыльями всплыл спустя десятилетие в 2011 году, при разработке многоразовой ракетно-космической системы (МРКС). Но и в первый, и во второй раз от подобной идеи отказались. Посмотрим, будет ли результат в третий раз.

Космическая корона: могут ли российские ракеты потеснить проекты Илона Маска
Фото: Roscosmos

Итого: Ангара 1.2

  • Сроки запуска обычной версии: неизвестно. (Единственный тестовый полет «Ангара-1.2ПП» прошел в 2014 году, но без выхода на орбиту).
  • Сроки запуска многоразовой версии: неизвестно.
  • Технология многоразового использования: самолетная, с раскладывающимся крылом.

Все легче и легче

По этому проекту информации пока меньше всего. Известно, что новую сверхлегкую многоразовую ракету разрабатывают совместно Фонд перспективных исследований, «Роскосмос» и Объединенная авиастроительная корпорация. Многоразовость реализуется при помощи крыльев, шасси и турбореактивного двигателя на первой ступени. Садиться аппарат будем также, как и предыдущего проекта — по-самолетному.

Собственно это все то же самый технологический задел проекта многоразового ускорителя «Байкал». Теперь и на сверхлегком варианте. И сразу стоит оговориться, что и многоразовая «Ангара» по мнению экспертов могла использоваться только как способ отработки технологий, а не реальный вариант снижения стоимости доставки грузов на орбиту. У аналогичного проекта для сверхлегкой ракеты стать реальным, а не просто демонстрационным или экспериментальным, шансов еще меньше.

Теперь новые проекты без многоразовости или возвращения первой ступени тем или иным способом уже не котируются.

Чем больший груз выводит ракета, тем дороже, при прочих равных она стоит. А значит ценнее и возвращаемая ступень. Кроме того, появляется возможность выбирать: запустить более тяжелый объект на орбиту, пожертвовав первой ступенью, или спасти ее, если полезная нагрузка позволяет взять крылья, шасси и запас топлива для приземления. Оба аргумента работают против сверхлегких ракет.

В настоящее время идут разговоры о том, где и на каком предприятии будут изготовлены первые демонстраторы ступеней имеющих возможность садиться на взлетно-посадочную полосу. Логично, что этим будет занимается компания имеющая опыт в изготовлении авиационной техники. Согласно последним новостям ступени могут быть изготовлены на заводах компании «Ильюшин». При этом ГКНПЦ им. М. В. Хруничева должно проработать варианты технологий посадки в кратчайшие сроки, результаты должны быть представлены заказчику ЦНИИмаш уже в июле 2018 года года.

Космическая корона: могут ли российские ракеты потеснить проекты Илона Маска
Источник: пресс-служба ФПИ

Итого: пока без названия

  • Сроки запуска обычной версии: 2022.
  • Сроки запуска многоразовой версии: 2022.
  • Технология многоразового использования: самолетная, с раскладывающимся крылом.

В стороне от общего шума

В январе 2018 года Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В. П. Макеева сообщил о продолжении разработок многоразовой системы КОРОНА (Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель аппаратов). Интересно, что эта организация не входит в «Роскосмос», но является одним из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники. Противоречия нет: ГРЦ занимается разработкой баллистических ракет для подводных лодок. Учитывая опыт запуска спутников с помощью конверсионных баллистических ракет, вполне логично допустить, что эта оборонная организация способна создать носитель для вывода полезной нагрузки на орбиту.

Главная идея проекта КОРОНА в том, что это одноступенчатая возвращаемая ракета-носитель, скорее даже многоразовый космический корабль. Предполагается, что КОРОНА сможет вывести на низкую опорную орбиту около семи тонн полезных грузов, а затем вернуться на Землю и сесть вертикально при помощи своих двигателей. Кардинальное отличие проекта от той же Falcon 9 Илона Маска в том, что при вертикальной посадке ракета возвращается практически целиком, а не одна ее часть.

Про КОРОНУ деталей мало. У ГРЦ имени Макеева слабое лобби и еще меньше пиара из-за режима секретности. Но, судя по мировому опыту, этот проект выглядит достаточно перспективным и более реалистичным, чем по сравнению с самолетным вариантом.

Хотя организация еще не перешла к запускам, но разработчики начинают не с чистых файлов, потому что в КОРОНА используются наработки «Россиянки», предыдущего многоразового проекта макеевцев, представленного в 2011 году.

Космическая корона: могут ли российские ракеты потеснить проекты Илона Маска
Источник: LightLinAl/Википедия

Итого: КОРОНА

  • Сроки запуска обычной версии: Неизвестно.
  • Сроки запуска многоразовой версии: Неизвестно.
  • Технология многоразового использования: Вертикальная посадка на собственных двигателях.

Кто посмеется последним

У всех представленных проектов многоразовых ракет-носителей можно отметить главную проблему. За ними не видно единой системы или стратегии, которая, например, должна снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту.

Скорее это желание влиться в модный тренд. Однако, из-за отсутствия скоординированности и одновременной работы распыляются средства того же «Роскосмоса» на множество проектов с труднопрогнозируемым результатом.

Космическая корона: могут ли российские ракеты потеснить проекты Илона Маска
Во время загрузки произошла ошибка.

Понятно, что успех SpaceX, отобравшей большинство мировых космических стартов, заставляет приглядеться к ее бизнес-модели, одним из элементов которой является многоразовость элементов. Однако, при этом стоит учитывать, например, снижение общего количества космических запусков. Оптимальную массу полезной нагрузки, выводимой на орбиту, вероятность получения заказов на будущие проекты, наконец. Пока трудно понять, как они будут стыковаться с проектами, которым предстоит стать реальными. Заодно увидим, сколько труда инженеров приходится приложить, чтобы реализовать многоразовость. Некоторые пытались представить многоразовость Falcon-9 как давно пройденный этап, ведь такие проекты были и раньше. Но одни из них закрыты из-за дороговизны (Space Shuttle, «Буран»), другие не прошли дальше натурных испытаний в атмосфере.

Источник: hi-tech.mail.ru