Что такое Смарт-Гроші и зачем Киевстар запустил свой платежный кошелек

Какова стратегия выхода на рынок?

Тайна за семью замками. Пока говорят о целевой аудитории, которая вообще не пользуется платежными системами, что хорошо и правильно — лучше не конкурировать с уже существующими системами, а воспитывать свою немаленькую аудиторию. Но проблема в том, что это потребители с полным отсутствием навыков работы со смартфонами и платежными картами, и низким уровнем доверия к безналичным платежам. Такую аудиторию нужно обучать и воспитывать годами. Тот же Приватбанк потратил на обучение своих клиентов фантастически огромное количество человеко-часов, начав с своих собственных сотрудников и членов их семей. Годами приучая клиентов к безналичным платежам в каждом своем отделении банка. С помощью терминалов и своих сотрудников с планшетами, которые всем и каждому объясняли, что теперь нужно общаться не с кассирами, а проводить платежи в терминалах. Щедро выдавая при этом карты налево и направо, прийдя, в конце концов, к тому, что в стране практически не осталось взрослых людей не имеющих карты Приватбанка (например, львиная доля платежей в OLX проводится между людьми через карты Приватбанка). 

Пока акцент сделан на три ключевых момента:

  • 0% комиссии для пополнения мобильного счета
  • 0% комиссии для перевода средств на другой номер мобильного
  • 0% комиссии при переводе денег на банковскую карту и вывод денег из системы
  • Пока говорят о том, что условия не будут меняться до конца этого года,  а там, возможно, ситуация изменится (в конце концов нужно ж на чем-то зарабатывать). Все это говорит о том, что проект экспериментальный, и каких-то ожидаемых показателей озвучить в компании не готовы.

    Киевстар также обещает, что впереди нас ждут какие-то маркетинговые акции, суть которых пока не разглашается (ссылаются на коммерческую тайну). Пока можно увидеть лишь рекламный ролик, который транслируется с сегодняшнего дня на телевидении:

    Какие есть ограничения на переводы и суммы?

    На счету мобильного кошелька можно хранить одномоментно не больше 8 000 гривен (законодательное ограничение в 14 000 гривен), сумма разового перевода не должна превышать 3 000 гривен, а сумма переводов за год не должна превышать 62 000 гривен. Все эти ограничения связаны, во-первых, с законодательством, во-вторых, с безопасностью платежей, которая всегда ставится во главу угла.

    Какие перспективы есть у системы Смарт-Гроші?

    Пока что сама собой напрашивается аналогия с запуском мессенджера Veon. Точно также была непонятна стратегия выхода, хотя были очевидны предпосылки (в сущности — те же, что и сейчас, просто с другой стороны и для другой аудитории). Аналогично не указывались никакие показатели, которые стремятся достигнуть, ссылаясь на то, что лучше (как и сейчас) хвастаться результатами, когда они будут. К слову, о результатах мессенджера Veon мы ничего не знаем до сих пор, что говорит о состоянии дел само за себя.

    Чисто теоретически на стороне Киевстар уже упомянутая абонентская база, но в ее обучение нужно вкладывать немыслимые ресурсы, на что вряд ли пойдет оператор. Особенно на фоне того, что сервис не уникальный — есть Vodafone Pay e Vodafone и Paycell у lifecell. И оба конкурента не торопятся как-то развивать их и вкладываться в развитие сервисов (во всяком случае никаких внешних признаков этого в инфопространстве незаметно). Настораживает также отсутствие видимой простой и понятной стратегии выхода,  и отличия собственного сервиса от конкурирующих образований. Проще говоря — отличий нет, мы делаем, чтоб было. А там посмотрим. Революции в мобильных платежах точно не предвидится, хотя бы потому, что для Киевстар это не основной бизнес (зато есть масса компаний, для которых все наоборот). 

    Для тех, кто хочет знать больше

    • Vodafone Украина и Mastercard запустили универсальный мобильный кошелек Vodafone Pay
    • Обзор обновленного приложения Portmone: как изменилось приложение для смартфона
    • Будущее операторов сотовой связи: как не превратиться в трубу?
    • Когда наши смартфоны станут кошельками: интервью с Юрием Батхиным (Mastercard)
    Источник: gagadget.com